Элитис
11.05.2021 Вопрос об объединении субъектов Федерации упирается в ситуативную коалицию населения регионов-доноров и элит регионов-реципиентов.

Реорганизация большинства «матрешечных» субъектов Федерации прошла достаточно быстро и с минимумом проблем именно в связи со слабостью окружных элит и сравнительно незначительного масштаба перераспределительного процесса. Небольшие дотационные территории со слабой идентичностью и без собственных перспектив развития были спокойно интегрированы в более крупные. Показательны исключения – более экономически сильные округа-доноры в Тюменской и Архангельской областях до сих пор противятся объединению (интеграционный проект Архангельской области и Ненецкого округа пытались запустить в прошлом году, но он вызвал столь сильное неприятие в «богатом» округе, что от него пришлось отказаться).

В случаях же с объединением двух областей элиты более слабого субъекта Федерации достаточно сильны для того, чтобы блокировать этот процесс. Они в этом случае теряют свой статус, превратившись из «губернских» в «уездные», финансовые потоки тоже будут идти через «губернский» город. Но и население региона-донора не в восторге от того, что должно будет делиться существенными ресурсами с более слабым соседом. Тем более, что в период экономической стагнации людям свойственно инстинктивно «замыкаться в себе», происходит уменьшение эмпатии. Такое человеческое поведение переносится и на общественную сферу. Так как объединение происходит посредством референдумов, вероятность неудачи весьма велика.

Разумеется, в каждом конкретном случае есть и важные дополнительные факторы. Для республик в составе России – это хорошо известная и очень непростая тема межнациональных отношений. Для субъектов Федерации российского Центра – историческая идентичность, усилившаяся в последние десятилетия (от активизации краеведческих исследований до установки на центральных площадях памятников князьям, основавшим город или правившим в нем).

Поэтому если с экономической точки зрения есть аргументы в пользу сокращения числа субъектов Федерации, то политические ограничители явно перевешивают.

Источник

29.04.2021 Скоро в Котласе будет новый мэр

Случай Архангельской области показывает, что в условиях кадрового голода куда проще отправить в отставку мэра важного города, чем найти ему адекватную замену. Поэтому процедура подбора нового мэра в Котласе проходит с большим напряжением. Необходимость в назначении нового мэра появилась после отставки в феврале этого года прежнего градоначальника Бральнина, который находится под следствием по делу о коррупции. Пока обязанности мэра исполняет его заместитель и член старой команды Александр Бурбах, но губернатор Александр Цыбульский настаивает на смене местной элиты. Финальный этап конкурса состоится 29 апреля. Фаворитом и вероятным будущим мэром считается журналистка Светлана Дейнеко.

Кандидатура Дейнеко поначалу вызвала неоднозначную реакцию большинства депутатов городской думы. Член конкурсной комиссии, депутат Анатолий Арсеев заявил, что областные власти желают видеть на посту главы Котласа Дейнеко, а после записал видеообращение, в котором сообщил о необходимости проведения прямых выборов. Позже в сети появилось обращение 10 депутатов (7 из которых принадлежат к фракции «Единая Россия»), в котором они сообщают, что наиболее подходящим кандидатом является Алексей Норицын, который в течение шести лет работал на должности начальника управления городского хозяйства Котласа, а сейчас занимает кресло заместителя директора департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации Архангельска. Тем не менее, Норицын не вошел в финальную тройку претендентов, а затем Дейнеко была согласована оказавшимися в безвыходном положении депутатами, причем поддержали ее в полном составе представители и «Единой России», и КПРФ.

Через несколько дней Дейнеко будет, вероятно, утверждена на пост мэра Котласа. В отличие от Норицына, она не имеет управленческого опыта, а в Котласе известна критическими публикациями о деятельности местной власти. На данный момент она является одним из учредителей местного издания «Кот-ньюс». Областные власти во главе с Цыбульским, стремясь потеснить местные элиты, нашли в городской журналистке более управляемого кандидата на пост мэра. Но вопрос о качестве работы городской власти и о конфликтах между новой администрацией города и местными депутатами станет еще более актуальным.

Источник

24.04.2021 Новый куратор архангельской внутренней политики

В Архангельской области появился неожиданный куратор внутренней политики - им станет «варяг» Михаил Ипатов, которого согласовали на должность заместителя губернатора. С весны прошлого года эту сферу курировал влиятельный представитель местной элиты и бывший директор аэропорта Ваге Петросян, ныне первый заместитель губернатора. Но уже тогда было ясно, что назначение Петросяна куратором внутренней политики временное, и он займется в регионе совсем другими делами, поскольку опыта работы в данной сфере у него нет, зато есть удивительная способность «дружить» буквально со всеми главами Архангельской области.

Назначение Ипатова тоже нельзя назвать оправданным или хоть сколько-нибудь предсказуемым, поскольку опыта работы в качестве куратора внутренней политики у него нет, однако все же имеется опыт госслужбы на различных уровнях, включая федеральный, в отличие от того же Петросяна. Ипатов родился в подмосковном Чехове, и все нулевые годы его работа была связана с обеспечением безопасности железнодорожного транспорта. Ипатов трудился помощником генерального директора ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», начальником сектора защиты информации службы безопасности и режима Федеральной пассажирской дирекции - филиала ОАО «РЖД», заместителем генерального директора по безопасности ООО «Группа компаний ЗТК» (управляющая компания «Управа Москва»).

Примечательно, что во властных органах Ипатов начал продвигаться в родном Чеховском районе, когда в 2010 году после избрания главой района Александра Слободина, Ипатов стал его первым заместителем. Чеховский район известен в Подмосковье в качестве одной из опорных точек криминалитета. Слободин считался преемником сгоревшего в 2004 году в своем «Хаммере» Геннадия Недосеки. В 2012 году против Слободина завели уголовное дело, а Ипатов сразу перешел на другую работу, уже федерального уровня - главы департамента управления делами министерства культуры РФ. С 2015 года и до настоящего времени Ипатов работал заместителем руководителя Федерального агентства по делам национальностей.

Приход Ипатова в Архангельск – решение сугубо федеральное и объясняющееся его связями в центре. По роду деятельности Ипатову ближе вопросы безопасности и организации работы, но решение внутриполитических задач «в поле» - совсем не его профиль. Поэтому выборы в весьма протестном регионе более предсказуемыми от этого не стали.

Источник

17.03.2021 Как устроена российская «вертикаль власти»

Существуют определённые правила, жёстко навязанные правящим элитам руководством страны. Основное правило – наличие нескольких групп влияния в любом ведомстве, регионе, органе власти, так называемая система сдержек и противовесов. У каждого губернатора региона должен быть гарант лояльности.

Подобных гарантов лояльности немного, это небольшая группа высших сановников и крупных представителей предпринимательского сообщества, а также силовиков: Юрий Ковальчук, Борис и Аркадий Ротенберги, Сергей Чемезов, Алексей Мордашов, Сергей Собянин, «татарский клан» и группа представителей ГРУ.

За каждой из вышеперечисленных персон закреплён «куст» губернаторов и менеджеров управления (на уровне министерств). Пример: С. Собянин – Решетников, Куйвашев, Владимиров, Шумков, теперь уже бывшие Орлов, Гапликов.

Есть доверенные лица Владимира Путина, это: Дюмин, Кадыров, Собянин, Беглов, Воробьёв, на полудоверии находится Антон Алиханов (из-за молодости). У этих глав регионов гарантом лояльности выступает сам Президент. Гарантами лояльности выступают и лидеры политических партий, такие как Володин, Зюганов и Жириновский. Володин ответственен за целый «куст» чернозёмной полосы России: Бочаров, Радаев, Никитин (Тамбов) и т.д.

Зюганов и Жириновский гарантируют лояльность и верность экономическому курсу несистемных, так называемых случайных губернаторов: Коновалов, Сипягин, Дегтярёв (Фургал), Клычков. К сожалению, лидеры системной оппозиции не оправдывают надежд по контролю за своими однопартийцами. Единственным удачным примером игры на системном поле от оппозиции является губернатор Смоленской области от ЛДПР Алексей Островский. Остальных региональных руководителей от оппозиции ждёт незавидная судьба.

Таким образом, устройство так называемой «вертикали власти» следующее:

🎖Доверенные лица Президента, которые отвечают лично перед главой государства за свой регион;

🛢«Кустовики» - крупные предприниматели, руководители госкорпораций и сам С.Собянин, как представитель сибирских денег и сибирской нефти;

🗣Руководители политических партий (Миронов и СР больше не являются гарантами стабильности)

С весны 2020 года аппаратные возможности Сергея Собянина и Вячеслава Володина стали стремительно слабеть. О Сергее Семёновиче поговорим отдельно, а неуспехи Вячеслава Володина связаны с тем, что он перестал пристально контролировать своих региональных назначенцев. Что негативно отражается на регионах, находящихся под их управлением. Для Собянина атака на губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова является своеобразной чёрной меткой. Слишком много участия и лоббистских усилий предпринял мэр Москвы для своего протеже из ОАО «Верхнечонскнефтегаз».

Источник

16.02.2021 Архангельский губернатор Цыбульский продолжает формировать свою команду, ориентируясь на специалистов из нового поколения

В составе правительства появился новый вице-премьер по социальной политике - Олеся Старжинская, которая будет курировать работу министерства здравоохранения и министерства труда, занятости и социального развития. На этом посту она сменит Артема Вахрушева, бывшего директора ведущей региональной телекомпании «АТК-Медиа», которого в 2018 году экс-губернатор Орлов назначил курировать социальный блок, несмотря на отсутствие необходимой компетенции.

Старжинская - выходец из Ростовской области, и представляет собой типичный пример чиновника нового поколения. Она более 15 лет проработала в медицинской сфере, причем не только непосредственно по специальности, но и на управленческих должностях. В середине нулевых Старжинская трудилась врачом-педиатром, затем более 10 лет работала менеджером в медицинской компании, а потом возглавляла частный медицинский центр в Ростове-на-Дону. Начиная с 2019 года, Старжинская являлась заместителем главного врача в больнице «РЖД-Медицина». Прорыв в карьере Старжинской произошел в 2020 году, когда она стала победителем конкурса «Лидеры России» и была назначена советником главы Минздрава Мурашко, у которого и работала до перехода в правительство Архангельской области. Мурашко, кстати, в прошлом был главой Минздрава соседнего региона – Республики Коми.

В Архангельской области не самая оптимистичная обстановка с коронавирусом, и потому грамотные кадровые решения в здравоохранении сейчас крайне важны. Цыбульский решил пойти по оптимальному пути подбора кадров - несмотря на то, что для ростовчанки Старжинской социальная сфера Архангельской области пока что кажется неизведанной, она является состоявшимся профессионалом с опытом работы на федеральном уровне. Правда, второе вверенное ей министерство занимается незнакомыми Старжинской вопросами, поэтому акцент будет явно сделан на здравоохранении, а такие вопросы, как обеспечение занятости новому вице-премьеру еще придется осваивать.

Источник

25.01.2021 В Архангельской области при губернаторе Цыбульском укрепляют свои позиции питерские элиты

Их представитель Дмитрий Рожин занял пост вице-премьера, ответственного за ряд очень важных направлений – ЖКХ и ТЭК, с которыми в этом регионе всегда были большие проблемы, а также строительство и транспорт. С момента отставки предыдущего куратора этой сферы Андрея Шестакова, входившего в команду бывшего губернатора Орлова, прошло чуть больше полугода, и наконец кандидатура на его место была найдена, притом вовсе не случайная - Цыбульский уже работал с Рожиным в Ненецком АО.

Изначально Рожин является выходцем из команды влиятельного питерского чиновника Владимира Бланка, который, в свою очередь, начинал свой карьерный путь в команде ныне покойного питерского банкира Владимира Когана, входившего в свое время в личное окружение Путина. Рожин работал вместе с Бланком в Санкт-Петербурге, Пскове, Ненецком АО и федеральных структурах. После ухода Бланка из Ненецкого АО Рожин, напротив, там остался и далее в 2019 году стал руководителем аппарата администрации как раз при новом губернаторе Цыбульском. А непосредственно перед своим недавним назначением в Архангельск Рожин успел немного поработать в Петербурге главой аппарата ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга», руководителем которого является коллега Рожина по работе в правительстве Ненецкого АО Иван Болтенков.

Назначение Рожина на пост вице-премьера считается грамотным шагом Цыбульского, пусть даже новый чиновник не представляет местные элиты. Но учитывая огромные претензии к бывшему губернатору Орлову и его команде, ставка Цыбульского на компетентных и лично ему знакомых людей выглядит вполне оправданной.

Источник

26.11.2020 В Архангельской области закончилась раздача постов партиям парламентской оппозиции, которую губернатор Цыбульский и его советники решили устроить ради спокойных губернаторских выборов и нейтрализации всех значимых партий

Ранее депутат Госдумы от КПРФ Некрасов стал сенатором от исполнительной власти региона (коммунисты своего кандидата не выдвигали), а занявшая второе место на выборах губернатора Чиркова от «Справедливой России» получила думский мандат, оставленный перешедшей в Совет Федерации от Республики Коми Епифановой. Наконец, очередь дошла до ЛДПР и ее кандидата на выборах Сергея Пивкова, получившего достаточно слабый результат, чтобы быть награжденным за отсутствие воли к победе постом заместителя губернатора. Поскольку ЛДПР сложно дать какие-либо ответственные посты, в областном правительстве Пивков займется вопросами молодежной политики и спорта, которые обычно кажутся подходящими для его партии. Да и вообще практика назначения представителей ЛДПР заместителями губернаторов не распространена, что подчеркивает наличие договоренностей губернатора с местным отделением ЛДПР. Это подтвердил и сам Пивков, заявив, что Цыбульский настроен на формирование коалиционного правительства. Пивков внятной трудовой биографии не имеет и всю свою жизнь провел в борьбе за различные политические должности. Вскоре после окончания вуза он занялся политической деятельностью в родном Новодвинске, где избрался в 2009 году от «Единой России» депутатом горсовета и даже возглавил комиссию по социальным вопросам. Вскоре он перешел в ЛДПР и решил попробовать свои силы на выборах главы Новодвинска, однако проиграл единороссу и занял второе место. В рядах архангельской ЛДПР Пивков приобрел достаточно широкую известность, что позволило ему в 2013 году выдвинуться и в горсовет, и в областное собрание депутатов. По итогам выборов Пивков предпочел перейти в областной парламент, где стал заместителем руководителя комитета по региональной политике и вопросам местного самоуправления, а также возглавил фракцию ЛДПР. Потом Пивков пытался принять участие в выборах главы Новодвинска, а также Архангельска, где не прошел конкурсную комиссию. В 2016 году он неудачно пытался баллотироваться в Госдуму. Самую успешную кампанию Пивкову удалось провести в 2018 году, когда он завоевал место областного депутата, опередив своего соперника-единоросса чуть больше, чем на 50 голосов. В новом созыве Пивков работал заместителем более значимого комитета - по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политике, а также вновь стал руководителем фракции ЛДПР.

Карьера Пивкова отчасти связана с наличием поддержки местных элит, не сумевших закрепиться во власти и потому заигрывающих с ЛДПР. Считается, что ЛДПР и Пивков баллотировались при финансовой поддержке предприятия АО «Молоко», которое связывают с бывшим главой Ненецкого АО, предпринимателем Бариновым (известным тем, что он выиграл последние в России губернаторские выборы перед их отменой в 2005 году, а потом был арестован и лишен должности), а руководителем которого в свое время являлся бывший губернатор Архангельской области Киселев (прославленный видео, на котором он пинцетом брал взятку).

Итак, Цыбульский отблагодарил Пивкова за лояльную губернаторскую кампанию. История не терпит сослагательного наклонения, и мы не можем сказать, стоило ли раздавать посты всем возможным партиям, или достаточно было просто выиграть выборы без всяких обязательств, подобно почти всем коллегам Цыбульского. Но в любом случае оппозиционные партии стали более управляемыми, что облегчает работу нового губернатора.

Источник

31.08.2020 Политическая устойчивость Александра Цыбульского и Юрия Бездудного

Наиболее сложная избирательная кампания предстоит врио губернатора Архангельской области Александру Цыбульскому. «Медовый месяц» для нового главы региона был фактически сорван неудачной попыткой запуска проекта по объединению Архангельской области и НАО – как жители, так и местные элиты встретили данную инициативу сопротивлением и недовольством. По этой же причине был подорван спокойный старт непрямой избирательной кампании Юрия Бездудного в Ненецком автономном округе.

Источник

28.07.2020 Объединение — это правильное решение для НАО и Архангельской области

Не должна существовать система только ради того, чтобы обслуживать себя. В целом административное деление внутри страны — это больше вопрос экономики, чем политики. В ближайшее время мы объясним людям, что имелось в виду, когда эта идея предлагалась. - Александр Цыбульский на встрече с участниками форума «Территория смыслов»

Источник: https://t.me/youthpolicy/4218

19.07.2020 Провальные результаты на голосовании за конституцию в НАО продукт деятельности местных групп влияния

Коллеги из Бойлерной точно подметили ключевое противоречие в заявлениях ВРИОГ Архангельской области Александра Цыбульского и его бывшего зама по НАО, а ныне самого ВРИОГ НАО Юрия Бездудного в вопросе объединения двух субъектов. Если Бездудный получив мощнейший протест в Округе, подкрепленный отрицательным голосованием по поправкам к Конституции (единственный регион в РФ, большинство проголосовало против) на всех уровнях, публично заявил, что вопрос с объединением с соседями закрыт, то его "бывший" шеф, ныне руководитель Архангельской области Цыбульский, отнюдь. Отойдя от первого стресса и вернувшись к избирательным реалиям в регионе, Александр Цыбульский публично заявил о продолжении работы по укрупнению регионов, дезавуировав высказывания своего бывшего коллеги, отметив, что в ближайшее время будет представлена некая социально-экономическая програма, обосновывающая жителям двух регионов и в первую очередь НАО плюсы от объединения. Эта информация подтверждает, что решение об укрупнении двух регионов является утвержденным вопросом федерального центра, которое политтехнолог Гусев сотоварищи из Бакстер Груп использовали для избирательной кампании Цыбульского без необходимой подготовки и проработки в первую очередь с ЛПР и группами влияния НАО. Получился фальстарт и всплеск протестника, справедливости ради, во многом искусственно сманипулированным. Следствием этого, в режиме нон стоп, те же местные (Нарьян-Мар) группы влияния (назвать их региональными элитами язык не поворачивается), среди которых немало вчерашних архангелогородцев, переехавших в НАО во времена губернаторства земляков Баринова А.В. (2005-2006 гг.) и Федорова И.Г. (2009-2014 гг.) опрокинули голосование по поправкам к Конституции, в одночасье превратив исторически лояльный к власти, малочисленный (44 тысячи жителей и 37,5 тысяч избирателей, из них проживающих в округе ненцев 7500) в единственный регион в РФ, проголосовавший против поправок к Конституции. Причем главной доминантой протеста в округе противники объединения (группа лиц) сделали ненцев, которые исторически находились в составе Архангельской области и в основном ведут кочевой образ жизни в тундре. В городе Нарьян-Мар, столице округа, поселке Амдерма постоянно проживает давно обрусевшая и небольшая часть ненцев, а основная часть кочует в тундре и им без разницы в составе какого субъекта РФ числится. Проблема с объединения Архангельской области с НАО во многом создана искусственно и благодарю не компетентности ответственных за внутреннюю политику и социально-технологическую работу. Причём за последние три месяца мы уже дважды видим "как уши машут ослом", цитируя автора книги, он же автор провалившегося "блицкрига" по объединению Архобласти с НАО Дмитрия Гусева. Второй случай, народные волнения в Хабаровске, протестующих против задержания экс Губернатора Сергея Фургала, обвиняемого в заказных убийствах. Классический пример черного пиара, когда за деньги (кеш) устраивают любой "кипеж". За одним, но очень важным исключением, организацией и манипулированием общественными протестами в Хабаровске занимались не политтехнологи, в прфессиональной среде именуемые чернушники или более благозвучно спецами по контрпиару, а госчиновники, пиаровцы из пресс-служб действующие или бывшие, особо приближенные к Фургалу, и забывшие, что служат государству, а не отдельному человеку. Остается надеяться, что на " ошибках учатся"...

Источник: https://t.me/policyonline/2645

12.07.2020 Екатерина Колесникова о протестном голосовании в Ненецком АО

«В действительности охваты протеста в Ненецком АО сильно преувеличены, – сказала социальный технолог, директор экспертно-аналитического центра «Северо-Запад» Екатерина Колесникова. Люди объединились для того, чтобы отстоять суверенитет своего региона, и у них это получилось. Но теперь надо идти дальше и решать насущные проблемы, в первую очередь экономические (сиквестирование бюджета, выпадающие доходы). И в настоящий момент первоочередная задача врио главы Бездудного сформировать позитивную повестку, качественно прописав в «дорожной карте» все очаги поражения и методы их ликвидации. Ненецкому автономному округу необходимо обозначить собственные финансовые «пожелания», заявив претензии на большую экономическую независимость. Вот и пролонгация договора это работа по отстаиванию экономических интересов региона. Потому что пролонгация этого договора позволит понять источник формирования бюджета региона на плановый период 2023 год при формировании бюджета на три года. Если же договор между Архангельской областью и НАО не пролонгируется, все налоги и сборы с территории автономного округа пойдут в бюджет Архангельской области с соответствующими полномочиями.

Что касается вопроса «плюшек, при помощи которых можно задобрить» националистические элиты». В НАО разделения по национальному признаку нет. Все люди живут дружно и мирно, информационные вбросы о том, националисты чуть ли не захватили коридоры власти с вилами и факелами, не соответствуют действительности. Конечно, в НАО есть коренные и малочисленные народы, интересы которых нужно обязательно учитывать с точки зрения соблюдения их прав на ведение традиционной хозяйственной деятельности. Но в тоже время необходимо понимать структурный состав большей части населения – это бюджетники, которые вышли вроде как бы защищать округ, а на самом деле просто ставшие жертвами манипуляторов, которые отстаивали свой бизнес. И результаты голосования 1 июля, разумеется, стали продолжением истории «народного сопротивления» с внутренними захватчиками».

Источник: http://club-rf.ru/83/detail/4298

15.06.2020 Объединение субъектов Российской Федерации: предпосылки, перспективы, возможности

Нашумевшая тема объединения регионов РФ скорее всего будет оставаться актуальной в политической повестке в течение ближайших лет, и даже "фальстарт", связанный с подписанием меморандума о слиянии Архангельской области и Ненецкого автономного округа, не замедлит складывающиеся тренды (https://bloknot.ru/politika/regionov-v-rossii-mozhet-stat-men-she-682097.html).

Анализируем данный политический процесс в нашем новом докладе «Объединение субъектов Российской Федерации: предпосылки, перспективы, возможности» (https://www.politgen.ru/upload/iblock/949/949053555461744721724320a3a42487.pdf). Изучаем условия и перспективы возможного объединения регионов, сценарии, потенциальные преимущества и риски.

Положительные моменты подобного реформирования – в повышении статуса и роли субъектов, включающих в свой состав бывшие автономные образования, а также в получении полного контроля над исполнительной властью на местах. В свою очередь «поглощенные» регионы имеют шанс улучшить экономические показатели.

К негативным сторонам процесса слияния относится понижение статуса «поглощенного» региона и разрыв прямых связей с федеральным центром. Существуют риски и затрагивающие национальное самосознание: большинство потенциальных «поглощаемых» регионов имеют национальную принадлежность, вопрос сохранения коренных языков и культур стоит достаточно остро, и любые попытки их ограничения встречают сопротивление со стороны местных жителей.

Если эксперимент со слиянием Архангельской области и НАО будет реализован и признан успешным, то в ближайшие 2 года, потенциально, ещё 8-10 российских регионов могут начать процессы объединения, что может значительно изменить российскую политику, в том числе и в контексте будущего трансфера власти.

При этом становится понятно, что для успешной реализации сценариев объединения необходима эффективная и последовательная подготовительная работа с общественным мнением в регионах.:

Источник: телеграм-канал: «Политген»; http://(https://www.politgen.ru/upload/iblock/949/949053555461744721724320a3a42487.pdf)

11.06.2020 Безусловно прав Илья Гращенков констатируя крушение управленческой модели губернаторов-варягов

Целое десятилетие ротация федеральных министерств и ведомств проводилась через назначение определённых чиновников Главами субъектов регионов. Для кого это было трамплином для последующего карьерного повышения и триумфального возвращения в Москву, а для кого то сменой обстановки от «греха подальше». Для регионов, как правило, подобные назначения «московских» Губернаторов подкреплялись финансовыми вливаниями в регион, что до поры до времени успокаивало население, и в зависимости от адекватности того иного губернатора-варяга удерживало местные элиты. К сожалению, последнее утверждение стало все чаще давать сбои и и целый ряд регионов погрузился в череду различных социальных конфликтов. «Не повезло» с губернаторами-варягами северным регионам РК Коми и Архангельской области, где на смену местным руководителям пришли москвич с чувашским управленческим кейсом Сергей Гапликов и калиниградец Игорь Орлов, возглавивший 29 регион после отставки губернатора Ильи Михальчука ( экс-мэр Якутска). Не сумев выстроить отношения с местным населением и элитами, не привезя в свои регионы значительных федеральных средств, Губернаторы -варяги своей политикой настроили против себя местное население и окончательно «похоронили» себя мусорным полигоном Шиес. Вновь назначенным ВРИОГ этих двух регионов Уйбе и Цыбульскому предстоит серьёзнейшая задача стать для регионов своими, а не командировочными топ-менеджерами из Москвы. Особенно сейчас, в коронакризисный период, проявляя самостоятельность и инициативу в преодолении последствий эпидемии и запуска региональных экономик. Уйба сумел грамотно дистанцироваться от неподготовленного технологического хода с объединением Архангельской области и НАО, которая серьезно подорвало стартовые позиции губернаторской избирательной кампании Цыбульского, нивелировав весь положительный эффект от закрытия мусорного полигона Шиес. Однако в Коми активно раскручивается ностальгия по Гайзеру, и отдельные заинтересанты провоцируют Уйбу на привлечение в свою команду бывших Гайзеровских управленцев. Цыбульскому, который после отставки политтехнолога Дмитрия Гусева, завалившего проект с объединением, взялся сам за собственную избирательную кампанию, предстоит серьёзный вызов. Первый экзамен придётся принять с голосованием по поправкам к Конституции, которая покажет политтехнологические способности ВРИОГ Архангельской области Цыбульского.

Источник: телеграм-канал «Политика Онлайн»

10.06.2020 Федеральный центр начнет отказываться от губернаторов-варягов, ставка на «десант» себя не оправдала

Отказ от этой технократической модели может быть связан с ухудшением социально-экономического положения и ростом сепаратистских настроений в ряде субъектов, так как неэффективные управленцы ослабляют «вертикаль власти». Конфликты обострились в тех регионах, где сформировались наиболее влиятельные региональные элиты и присутствует своя идентичность. Непонимание между «варягами» и «местными», все чаще приводит к конфликтам, тушить которые Москва не успевает. Технократическая модель, которая должна была ослабить влияние местных элит, в итоге себя не оправдала. Яркий пример - ситуация в Архангельской области, где назначение «варяга» Цыбульского раскалило внутриполитическую повестку. Решение об объединении с НАО стало катализатором роста национально-сепаратистских настроений, которое еще больше усугубило проблемы связанные с Шиесом и вирусным кризисом в Северодвинске. До этого схожие проблемы были у главы Севастополя Овсянникова, врио главы Приморья Тарасенко и многих других назначенцев. KPI заменили технократам связь с населением, тем более, что стали присылать людей никак не связанных с регионом. Сначала их назначали врио, а затем утверждали, через так называемые выборы «референдумного типа». Но экстерриториальный подход работал, лишь пока Москва давала деньги «своим» губернаторам, закрывая бюджет от «местных князьков», тем самым выставляя технократов в выгодном свете «проводника федеральных средств». Сегодня власть напротив, «оптимизирует расходы», что сильно бьет по имиджу технократов. Перестав быть распределителем благ, «варяг-назначенец» становится тем, кто он есть на самом деле – малокомпетентным мальчиком на побегушках, который сам ничего не может, пока начальство «наверху не решит». При том, что в сложной ситуации пост-короновирусного выживания, людям нужен политик, которому доверяют и который знает, как и о чем с ними говорить.

Источник: телеграм-канал «The Гращенков»

24.05.2020 Из интервью декана юридического факультета Северо-Западного института управления РАНХиГС Сергея Цыпляева об укрупнении российских регионов

"Наверное, возможен такой сценарий, что малочисленные субъекты могут быть поглощены, а Еврейская автономная область – это тоже весьма малочисленный субъект, менее 200 тысяч населения. Сама идея собрать еврейское население в одну автономную область на Дальнем Востоке, конечно же, утратила актуальность. Я думаю, что гораздо более интересен и важен вопрос Санкт-Петербурга и Ленинградской области, который обсуждается с самого момента принятия новой Конституции, а также решение вопроса Тюменской области. Там тоже, я бы сказал, шизофреническая система территориальной организации, когда два субъекта находятся в составе третьего.

Тенденция поглощения малочисленных регионов в России может продолжиться?

Тех, которые не являются самодостаточными. Хотя сама по себе эта тенденция не является благом, потому что федерализм существует для того, чтобы учитывать при принятии решений разнообразие страны. Поэтому федеральные законы, единые для всей страны, принимаются по ограниченному кругу вопросов, определённому Конституцией РФ, а по остальным вопросам законы принимаются государственными органами субъектов федерации. У нас государство двухэтажное с конституционным разграничением полномочий между этажами государства. Поэтому здесь надо просто сообразовываться с реальным экономическим, географическим, историческим и этническим разнообразием территорий.

В случае с Петербургом и Ленинградской областью насколько это возможно?

Это сложно, потому что это достаточно серьезные политические игроки, город и область в целом. Дело не в позиции губернаторов, они в настоящее время не являются самостоятельными политическими лидерами. Рассматривать сегодня губернаторов как неких самостоятельных политических игроков – это совершенно не верно. Надо убеждать элиты, потому что так ломать всё об колено – это неправильно, надо выходить на референдум и провести соответствующую политическую работу с гражданами, это гораздо важнее. Губернаторам сегодня можно приказать, как будет приказано, так они и поступят.

Мы несколько раз подходили к этому вопросу. В 1996 году мною как полномочным представителем президента РФ был даже разработан проект договора поэтапного объединения города и области со всеми последовательными шагами. Он был обсужден и согласован губернаторами Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Но, к сожалению, областной губернатор выборы проиграл. Сначала был Беляков, потом пришёл Густов и сказал: мы не хотим объединяться. Все проблемы остались там, где они и были".

Источник: телеграм-канал "Подосокорский"

23.05.2020 Что дает слияние АО и НАО?

Сложный вопрос. В теории, если подходить к делу максимально добросовестно, если инвестировать (не только и не столько деньги, сколько мозги и усилия) в это объединение, то может получиться интересно. Может возникнуть эдакий большой арктический регион с развитой сырьевой (нефтегазовой), транспортной и промышленной составляющей. Но это в теории — то есть, например, в случае целенаправленного выхода на транспортную связанность внутри будущего Большого Поморья. А пока у НАО и дороги на будущую столицу нет. Ну и добросовестность с мозгами не гарантированы.

История с НАО и АО интересна тем, что вот прямо однозначного желания объединяться нет. В НАО сильно низовое недовольство — местные просто не видят экономического смысла в этом союзе, боятся проседания уровня жизни. Ненцы теряют один из двух своих субъектов, и это на фоне того, что будущее ЯНАО также туманно. Поэтому некоторые «зерна гнева» имеются. На протестной поляне будет пастись системная оппозиция (КПРФ) и ряд других формальных и неформальных игроков, подсуетится и заграница. Но «восстания» не будет — системные элиты демонстрируют одобрение.

Источник: телеграм-канал "Деловой Петербург"

06.05.2020 Возможное объединение Архангельской области и Ненецкого АО

Недавние замены глав Архангельской области и Ненецкого АО оживили разговоры о возможном объединении двух субъектов федерации, составляющих матрешку. Действительно, во главе регионов встали люди, которым легко договориться между собой: врио губернатора Архангельской области Александр Цыбульский до недавнего времени руководил НАО, а врио главы НАО Юрий Бездудный работал его заместителем. При этом оба губернатора – варяги, которых с этими регионами ничего не связывает. И тот же Бездудный по договоренности с Кремлем и Цыбульским вполне может согласиться на объединение.

В прошлом был, кстати, период, когда в 2009-14 годах НАО возглавлял бывший заместитель губернатора Архангельской области Игорь Федоров, что воспринималось как шаг к возможному объединению, но тогда на это не решились. Как раз в тот период периодические слухи об объединении сильно раздражали население и элиты НАО, что оборачивалось протестным голосованием на федеральных выборах и тревожило этим уже центральные власти.

На сегодняшний день Ненецкий АО, с одной стороны, ослаблен политически и финансово. Его нефтяные богатства не очень ему помогают в силу особенностей налогово-бюджетной системы и договоренностей с Архангельском. Так, бюджетные доходы НАО в прошлом году составили 24,5 миллиардов рублей, а Архангельской области – почти 108 миллиардов. Впрочем, на душу населения финансово-экономические показатели НАО, где живут всего лишь около 45 тыс. чел., остаются очень высокими, и округу есть, за что бороться.

Поэтому, с другой стороны, стойкое неприятие идеи объединения остается, вероятно, главной «национальной идеей» НАО. По-прежнему трудно себе представить аргументы, с помощью которых можно «уговорить» жителей региона проголосовать «за» на референдуме. Таких референдумов у нас не было уже 13 лет, поскольку все более или менее «простые» случаи через объединение прошли, а нефтегазовые автономные округа остались в качестве «крепких орешков». Реалистичным проект объединения может стать только в случае, если референдумы будут отменены, как это предлагалось уже очень давно, и решения будут принимать региональные органы власти. В сущности, подобные практики как раз отработаны на примерах многочисленных объединений муниципальных образований в самых разных частях страны. Если преодоление кризисных процессов в ближайшей перспективе и в самом деле будет сопровождаться ограничением электоральных процедур, то можно упростить и процедуру перекройки административной карты России вплоть до более радикальных изменений, чем объединение одной или двух оставшихся матрешек (не забывая про матрешку тюменскую). Но это уже будет иметь отношение не к избирательной кампании Цыбульского, а к последующим политическим трансформациям.

Ростислав Туровский

Источник: телеграм-канал Bunin & Co