Элитис
23.04.2021

Как Громыко продвинул Горбачёва к власти

Андрей Андреевич Громыко был выдающимся советским дипломатом и министром иностранных дел СССР на протяжении 28 лет( 1957-1985гг.).

За свою знаменитую во всём мире и неуступчивую манеру вести дипломатические переговоры, Громыко получил у западных коллег прозвище «Мистер «Нет»» (Кстати, ранее такое же прозвище было у Молотова)

В 1981 году лондонская газета The Times писала о нём:

«…Возможно, Андрей Андреевич является самым информированным министром иностранных дел в мире…»

Итак, переходим непосредственно к интересующим нас событиям. В начале весны 1985 года сына Громыко Анатолия( тогда директор Института Африки) попросил о встрече академик Евгений Максимович Примаков( тогдашний директор Института востоковедения ). На этой прогулке нам Патриарших прудах Примаков сообщил, что Константин Черненко серьёзно болен и что у страны скоро должен появиться новый руководитель. Анатолий понял, что Примаков хочет выяснить: будет ли его отец претендовать на пост Генерального секретаря ЦК КПСС?

Сын Громыко догадывался, что Примаков может вести такой зондаж по поручению Горбачёва. Напрямую у Примакова Анатолий об этом не спросил, но решил провести доверительную беседу по данному вопросу с Александром Николаевичем Яковлевым( тогдашний директор ИМЭМО), который считался тогда человеком Горбачёва. Яковлев сказал в беседе с Анатолием, что Громыко имеет решающий голос на Политбюро. Кого он выдвинет, тот и будет Генеральным секретарём ЦК КПСС, Во время данного разговора впервые были сформулированы и предварительные условия соглашения между Громыко и Горбачёвым: Громыко выдвигает кандидатуру Горбачёва на пост Генерального секретаря, а сам потом уходит на должность Председателя Президиума Верховного совета СССР.

Андрей Андреевич отзывался о Горбачёве на тот момент в принципе неплохо, хотя и говорил, что тому не хватает опыта. Однако, когда в декабре 1984 года Горбачёв, как член Политбюро, во главе небольшой делегации находился с официальным визитом в Великобритании, Громыко недовольно ворчал и говорил, что он (Горбачёв)слишком там себя рекламирует.

Сын министра иностранных дел СССР А. А. Громыко Анатолий выпустил книгу воспоминаний об отце «Андрей Громыко. В лабиринтах Кремля». В этой книге раскрывается несколько тайн горбачевского периода. Одна из них относится к тайным переговорам между сыном министра и А. Н. Яковлевым. Привожу выдержку из данной книги, которая касается беседы между Анатолием Громыко и Александром Яковлевым:

Яковлев:»…Не буду скрывать, я считаю Горбачева тем человеком, который лучше других понимает все трудности и наиболее подходит для работы на должности Генерального секретаря. Вы, я вижу, тоже так считаете.»

Анатолий Громыко: «…Договоримся так, я поговорю с отцом, а вы — с Горбачевым, и при следующей встрече обменяемся мнениями. Чем конкретнее они будут, тем лучше. Надо уяснить перспективу.»

Яковлев:» Анатолий Андреевич, перспектива одна — кого на Политбюро Громыко выдвинет, тот и будет следующим генсеком. Какие у вашего отца планы?»

Анатолий Громыко:»…Мое мнение — Горбачев хорошо знает проблемы страны, Громыко разбирается в международных делах. 28 лет работы министром, к тому же ему идет 76-й год, отец мог бы поработать на посту, не требующем такой мобильности.»

Яковлев:» Об уходе Громыко не может быть и речи, его авторитет огромен. Он мог бы пойти на пост главы государства.»

Нет ничего удивительного в том, что Генеральным секретарем был избран именно Михаил Горбачёв. Следует напомнить, что в числе покровителей Горбачёва были Юрий Андропов и Михаил Суслов(член Политбюро ЦК КПСС, главный идеолог партии). Но решающую роль в марте 1985 года сыграла поддержка министра иностранных дел СССР Андрея Андреевича Громыко.

А ведь конкурентами Горбачёва могли стать, как минимум, два человека. Это первый секретарь Московского горкома КПСС Виктор Гришин (70 лет) и первый секретарь Ленинградского обкома Григорий Романов (62 года). И за несколько месяцев до мартовского Пленума на пост генсека претендовал и сам Громыко.

Однако в итоге Громыко отказался от возможности стать генсеком.

10 марта 1985 года скончался Константин Черненко. На заседании Политбюро 11 марта, котороё вёл Горбачёв, первым выступил лечащий врач нескольких руководителей СССР Евгений Иванович Чазов. После выступления Е. И. Чазова, Михаил Сергеевич поставил вопрос о необходимости избрания генсека. Вслед за этим сразу же поднялся А. А. Громыко( согласно договорённости с Яковлевым) и предложил кандидатуру М. С. Горбачева. На пленуме ЦК КПСС, который начал свою работу в этот же день, Громыко вновь выступил за кандидатуру Горбачёва — пленум одобрил решение Политбюро. После выступления Громыко многие были в недоумении, но стали голосовать в поддержку Горбачёва, как бы присягая на верность новому лидеру партии.

В июле 1985 года, как и договаривались с Горбачёвым, Андрей Громыко был назначен на пост председателя Президиума Верховного Совета СССР, на котором он пробыл до 1 октября 1988 года (был освобождён по своей просьбе в связи со с состоянием здоровья).

Впоследствии, Егор Кузьмич Лигачёв( член Политбюро ЦК КПСС) в своей книге «Предостережение» вспоминал о выступлении Громыко в поддержку Горбачёва:

«… Все произошло мгновенно, неожиданно. Я даже не помню, просил ли он слова или не просил…11 марта, после четкого и ясного заявления Громыко, остальные члены ПБ вынуждены были выступать по принципу «за» или «против». Все высказались «за»….»

А вот что вспоминал об этом «ключевом» моменте, имеющем трагические последствия для Советского Союза Валерий Иванович Болдин( в 1981-1987 гг. помощник секретаря, Генерального секретаря ЦК КПСС Горбачёва) в своей книге воспоминаний» Над пропастью во лжи: Воспоминания Валерия Болдина, бывшего помощника Генерального секретаря ЦК КПСС»:

«…После смерти Устинова, Громыко стал своеобразным старейшиной Политбюро. И его слово значило очень много. Важен был и эффект неожиданности. Еще пару дней назад Громыко в разговорах высказывался против Горбачева, а тут на тебе – за. Значит, он знает то, чего не знают другие. Блок противников Горбачева – Тихонов, Гришин, Громыко – распался…»

Как же относился Громыко к «переменам», которые начались в стране при Горбачёве? Думаю, что вряд ли он предполагал тогда, выступая на Политбюро в поддержку Горбачёва,что эти «реформы» приобретут такой губительный для страны размах.

Но «перемены» начались быстро и в первую очередь во внешней политике.

Андрей Андреевич рассчитывал на то, что его место ( министра иностранных дел СССР) займет человек, который имеет большой опыт в дипломатической профессии. В то время была уже целая плеяда выдающихся советских дипломатов, которые могли занять этот пост. Но когда Горбачев принял решение назначить на пост министра иностранных дел Эдуарда Шеварднадзе — первого секретаря ЦК Компартии Грузии, эта кандидатура изумила всех.Горбачёву был нужен тогда на этом посту «свой» человек. Это кадровое решение сильно покоробило Андрея Андреевича., Хотя он долгое время это не показывал.

Последующее развитие событий в СССР доказало, что назначение на такой пост человека, не имеющего отношения к дипломатии, вообще к международной деятельности, приводит к «сдаче», а порой и к откровенному предательству внешнеполитических интересов Советского Союза.

Впоследствии в беседе со своим сыном Анатолием дома, Андрей Андреевич Громыко, как-то сказал о новом лидере:

» Не по Сеньке шапка государя.»

В одном из интервью сын Громыко Анатолий указывал на то, что отец очень сожалел о своём решении поддержать Горбачёва:

» …Со временем, когда «перестройка» стала превращаться в «перестрелку» и когда в стране многое пошло наперекосяк, он стал испытывать чувство досады, что всё так получилось…»

Умер Андрей Андреевич в 1989 году и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. На памятнике слова «Служил отчизне полвека».

Facebook Комментарий

Facebook Комментарий

Комментарий (0)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.