Элитис
02.08.2020

Российские губернаторы: кто они и зачем нужны?

В феврале 2019 года в Экспертном институте НИУ ВШЭ был проведён семинар на тему: “Российские губернаторы: кто они и зачем нужны?” С докладом выступил заведующий Лабораторией региональных политических исследований, профессор департамента политической науки НИУ ВШЭ Ростислав Туровский. В дискуссии приняли участие заведующий базовой кафедрой Центра политических технологий, профессор департамента политической науки НИУ ВШЭ Борис Макаренко, доцент департамента политической науки НИУ ВШЭ Алексей Титков. Вел семинар директор Института анализа предприятий и рынков, профессор Факультета социальных наук НИУ ВШЭ Андрей Яковлев.

Доклад анализировал ротацию губернаторского корпуса с точки зрения трансформации института губернаторов в целом. Ключевым моментом является не роль личностей, а возможности, которыми они обладают, находясь на конкретных позициях.

Во время этого семинара шла речь о проблеме двойной лояльности губернаторов. С одной стороны, их выбирают, с другой, они отвечают перед президентом. И такие отношения нарушают обратную связь между губернатором и населением региона. Плоды на примере Смоленска, думаю, очевидны. Ну и, дополнительно, губернаторы так или иначе находятся под контролем ФОИВов: министерств, ведомств. И это затрудняет развитие инвестклимата. Потому что посадить могут любого.

В Смоленской области затруднена обратная связь между региональной исполнительной властью и избирателями, поскольку губернатор отвечает в первую очередь перед президентом и реагирует соответственно. Потому губернатор Островский слабо реагирует на низовые запросы, только если совсем припрёт. Пример: ул. Рыленкова.

Поскольку губернатор отвечает перед президентом, а не перед избирателями, он в первую очередь ориентирован на формальные показатели. Соответственно, реальных стимулов и возможностей привлекать инвестиции в регионы мало. Потому вместо реального развития в итоге получается красивая отчётность. Надо отметить, что это проблема выстроенной системы. Пример: Смоленская область уже на 16 месте в рейтинге АСИ (и это скорее хорошо, чем плохо), но реально инвестиции в Смоленскую область не особо идут.

-Для Смоленской области этот доклад остаётся крайне актуальным. Во-первых, у губернаторов гибридная легитимность. С одной стороны, президент или позволяет идти текущему губернатору на второй срок, или назначает врио. С другой стороны, губернатора всё же должны избрать на выборах. Такая ситуация ведёт к тому, что губернатор скорее является назначенцем, а не избранным политиком. Как следствие, у него гораздо меньше развиты навыки распределения ресурсов так, чтобы все стороны были довольны, разрешения конфликтов между элитами областного центра и остальных муниципалитетов, а также обосновывать свою политику. А поскольку у них недостаточно навыков, потому что выборы фактически носят плебисцитарный характер. Результат – регулярные конфликта мэра и губернатора. Потому, собственно, мэры Смоленска (и не только) меняются в среднем раз в три года, – считает политолог Илья Васькин.

Источник

Facebook Комментарий

Facebook Комментарий

Комментарий (0)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.