Элитис
11.05.2021 Вопрос об объединении субъектов Федерации упирается в ситуативную коалицию населения регионов-доноров и элит регионов-реципиентов.

Реорганизация большинства «матрешечных» субъектов Федерации прошла достаточно быстро и с минимумом проблем именно в связи со слабостью окружных элит и сравнительно незначительного масштаба перераспределительного процесса. Небольшие дотационные территории со слабой идентичностью и без собственных перспектив развития были спокойно интегрированы в более крупные. Показательны исключения – более экономически сильные округа-доноры в Тюменской и Архангельской областях до сих пор противятся объединению (интеграционный проект Архангельской области и Ненецкого округа пытались запустить в прошлом году, но он вызвал столь сильное неприятие в «богатом» округе, что от него пришлось отказаться).

В случаях же с объединением двух областей элиты более слабого субъекта Федерации достаточно сильны для того, чтобы блокировать этот процесс. Они в этом случае теряют свой статус, превратившись из «губернских» в «уездные», финансовые потоки тоже будут идти через «губернский» город. Но и население региона-донора не в восторге от того, что должно будет делиться существенными ресурсами с более слабым соседом. Тем более, что в период экономической стагнации людям свойственно инстинктивно «замыкаться в себе», происходит уменьшение эмпатии. Такое человеческое поведение переносится и на общественную сферу. Так как объединение происходит посредством референдумов, вероятность неудачи весьма велика.

Разумеется, в каждом конкретном случае есть и важные дополнительные факторы. Для республик в составе России – это хорошо известная и очень непростая тема межнациональных отношений. Для субъектов Федерации российского Центра – историческая идентичность, усилившаяся в последние десятилетия (от активизации краеведческих исследований до установки на центральных площадях памятников князьям, основавшим город или правившим в нем).

Поэтому если с экономической точки зрения есть аргументы в пользу сокращения числа субъектов Федерации, то политические ограничители явно перевешивают.

Источник

31.08.2020 Политическая устойчивость Александра Цыбульского и Юрия Бездудного

Наиболее сложная избирательная кампания предстоит врио губернатора Архангельской области Александру Цыбульскому. «Медовый месяц» для нового главы региона был фактически сорван неудачной попыткой запуска проекта по объединению Архангельской области и НАО – как жители, так и местные элиты встретили данную инициативу сопротивлением и недовольством. По этой же причине был подорван спокойный старт непрямой избирательной кампании Юрия Бездудного в Ненецком автономном округе.

Источник

28.07.2020 Объединение — это правильное решение для НАО и Архангельской области

Не должна существовать система только ради того, чтобы обслуживать себя. В целом административное деление внутри страны — это больше вопрос экономики, чем политики. В ближайшее время мы объясним людям, что имелось в виду, когда эта идея предлагалась. - Александр Цыбульский на встрече с участниками форума «Территория смыслов»

Источник: https://t.me/youthpolicy/4218

19.07.2020 Провальные результаты на голосовании за конституцию в НАО продукт деятельности местных групп влияния

Коллеги из Бойлерной точно подметили ключевое противоречие в заявлениях ВРИОГ Архангельской области Александра Цыбульского и его бывшего зама по НАО, а ныне самого ВРИОГ НАО Юрия Бездудного в вопросе объединения двух субъектов. Если Бездудный получив мощнейший протест в Округе, подкрепленный отрицательным голосованием по поправкам к Конституции (единственный регион в РФ, большинство проголосовало против) на всех уровнях, публично заявил, что вопрос с объединением с соседями закрыт, то его "бывший" шеф, ныне руководитель Архангельской области Цыбульский, отнюдь. Отойдя от первого стресса и вернувшись к избирательным реалиям в регионе, Александр Цыбульский публично заявил о продолжении работы по укрупнению регионов, дезавуировав высказывания своего бывшего коллеги, отметив, что в ближайшее время будет представлена некая социально-экономическая програма, обосновывающая жителям двух регионов и в первую очередь НАО плюсы от объединения. Эта информация подтверждает, что решение об укрупнении двух регионов является утвержденным вопросом федерального центра, которое политтехнолог Гусев сотоварищи из Бакстер Груп использовали для избирательной кампании Цыбульского без необходимой подготовки и проработки в первую очередь с ЛПР и группами влияния НАО. Получился фальстарт и всплеск протестника, справедливости ради, во многом искусственно сманипулированным. Следствием этого, в режиме нон стоп, те же местные (Нарьян-Мар) группы влияния (назвать их региональными элитами язык не поворачивается), среди которых немало вчерашних архангелогородцев, переехавших в НАО во времена губернаторства земляков Баринова А.В. (2005-2006 гг.) и Федорова И.Г. (2009-2014 гг.) опрокинули голосование по поправкам к Конституции, в одночасье превратив исторически лояльный к власти, малочисленный (44 тысячи жителей и 37,5 тысяч избирателей, из них проживающих в округе ненцев 7500) в единственный регион в РФ, проголосовавший против поправок к Конституции. Причем главной доминантой протеста в округе противники объединения (группа лиц) сделали ненцев, которые исторически находились в составе Архангельской области и в основном ведут кочевой образ жизни в тундре. В городе Нарьян-Мар, столице округа, поселке Амдерма постоянно проживает давно обрусевшая и небольшая часть ненцев, а основная часть кочует в тундре и им без разницы в составе какого субъекта РФ числится. Проблема с объединения Архангельской области с НАО во многом создана искусственно и благодарю не компетентности ответственных за внутреннюю политику и социально-технологическую работу. Причём за последние три месяца мы уже дважды видим "как уши машут ослом", цитируя автора книги, он же автор провалившегося "блицкрига" по объединению Архобласти с НАО Дмитрия Гусева. Второй случай, народные волнения в Хабаровске, протестующих против задержания экс Губернатора Сергея Фургала, обвиняемого в заказных убийствах. Классический пример черного пиара, когда за деньги (кеш) устраивают любой "кипеж". За одним, но очень важным исключением, организацией и манипулированием общественными протестами в Хабаровске занимались не политтехнологи, в прфессиональной среде именуемые чернушники или более благозвучно спецами по контрпиару, а госчиновники, пиаровцы из пресс-служб действующие или бывшие, особо приближенные к Фургалу, и забывшие, что служат государству, а не отдельному человеку. Остается надеяться, что на " ошибках учатся"...

Источник: https://t.me/policyonline/2645

12.07.2020 Екатерина Колесникова о протестном голосовании в Ненецком АО

«В действительности охваты протеста в Ненецком АО сильно преувеличены, – сказала социальный технолог, директор экспертно-аналитического центра «Северо-Запад» Екатерина Колесникова. Люди объединились для того, чтобы отстоять суверенитет своего региона, и у них это получилось. Но теперь надо идти дальше и решать насущные проблемы, в первую очередь экономические (сиквестирование бюджета, выпадающие доходы). И в настоящий момент первоочередная задача врио главы Бездудного сформировать позитивную повестку, качественно прописав в «дорожной карте» все очаги поражения и методы их ликвидации. Ненецкому автономному округу необходимо обозначить собственные финансовые «пожелания», заявив претензии на большую экономическую независимость. Вот и пролонгация договора это работа по отстаиванию экономических интересов региона. Потому что пролонгация этого договора позволит понять источник формирования бюджета региона на плановый период 2023 год при формировании бюджета на три года. Если же договор между Архангельской областью и НАО не пролонгируется, все налоги и сборы с территории автономного округа пойдут в бюджет Архангельской области с соответствующими полномочиями.

Что касается вопроса «плюшек, при помощи которых можно задобрить» националистические элиты». В НАО разделения по национальному признаку нет. Все люди живут дружно и мирно, информационные вбросы о том, националисты чуть ли не захватили коридоры власти с вилами и факелами, не соответствуют действительности. Конечно, в НАО есть коренные и малочисленные народы, интересы которых нужно обязательно учитывать с точки зрения соблюдения их прав на ведение традиционной хозяйственной деятельности. Но в тоже время необходимо понимать структурный состав большей части населения – это бюджетники, которые вышли вроде как бы защищать округ, а на самом деле просто ставшие жертвами манипуляторов, которые отстаивали свой бизнес. И результаты голосования 1 июля, разумеется, стали продолжением истории «народного сопротивления» с внутренними захватчиками».

Источник: http://club-rf.ru/83/detail/4298

15.06.2020 Объединение субъектов Российской Федерации: предпосылки, перспективы, возможности

Нашумевшая тема объединения регионов РФ скорее всего будет оставаться актуальной в политической повестке в течение ближайших лет, и даже "фальстарт", связанный с подписанием меморандума о слиянии Архангельской области и Ненецкого автономного округа, не замедлит складывающиеся тренды (https://bloknot.ru/politika/regionov-v-rossii-mozhet-stat-men-she-682097.html).

Анализируем данный политический процесс в нашем новом докладе «Объединение субъектов Российской Федерации: предпосылки, перспективы, возможности» (https://www.politgen.ru/upload/iblock/949/949053555461744721724320a3a42487.pdf). Изучаем условия и перспективы возможного объединения регионов, сценарии, потенциальные преимущества и риски.

Положительные моменты подобного реформирования – в повышении статуса и роли субъектов, включающих в свой состав бывшие автономные образования, а также в получении полного контроля над исполнительной властью на местах. В свою очередь «поглощенные» регионы имеют шанс улучшить экономические показатели.

К негативным сторонам процесса слияния относится понижение статуса «поглощенного» региона и разрыв прямых связей с федеральным центром. Существуют риски и затрагивающие национальное самосознание: большинство потенциальных «поглощаемых» регионов имеют национальную принадлежность, вопрос сохранения коренных языков и культур стоит достаточно остро, и любые попытки их ограничения встречают сопротивление со стороны местных жителей.

Если эксперимент со слиянием Архангельской области и НАО будет реализован и признан успешным, то в ближайшие 2 года, потенциально, ещё 8-10 российских регионов могут начать процессы объединения, что может значительно изменить российскую политику, в том числе и в контексте будущего трансфера власти.

При этом становится понятно, что для успешной реализации сценариев объединения необходима эффективная и последовательная подготовительная работа с общественным мнением в регионах.:

Источник: телеграм-канал: «Политген»; http://(https://www.politgen.ru/upload/iblock/949/949053555461744721724320a3a42487.pdf)

11.06.2020 Безусловно прав Илья Гращенков констатируя крушение управленческой модели губернаторов-варягов

Целое десятилетие ротация федеральных министерств и ведомств проводилась через назначение определённых чиновников Главами субъектов регионов. Для кого это было трамплином для последующего карьерного повышения и триумфального возвращения в Москву, а для кого то сменой обстановки от «греха подальше». Для регионов, как правило, подобные назначения «московских» Губернаторов подкреплялись финансовыми вливаниями в регион, что до поры до времени успокаивало население, и в зависимости от адекватности того иного губернатора-варяга удерживало местные элиты. К сожалению, последнее утверждение стало все чаще давать сбои и и целый ряд регионов погрузился в череду различных социальных конфликтов. «Не повезло» с губернаторами-варягами северным регионам РК Коми и Архангельской области, где на смену местным руководителям пришли москвич с чувашским управленческим кейсом Сергей Гапликов и калиниградец Игорь Орлов, возглавивший 29 регион после отставки губернатора Ильи Михальчука ( экс-мэр Якутска). Не сумев выстроить отношения с местным населением и элитами, не привезя в свои регионы значительных федеральных средств, Губернаторы -варяги своей политикой настроили против себя местное население и окончательно «похоронили» себя мусорным полигоном Шиес. Вновь назначенным ВРИОГ этих двух регионов Уйбе и Цыбульскому предстоит серьёзнейшая задача стать для регионов своими, а не командировочными топ-менеджерами из Москвы. Особенно сейчас, в коронакризисный период, проявляя самостоятельность и инициативу в преодолении последствий эпидемии и запуска региональных экономик. Уйба сумел грамотно дистанцироваться от неподготовленного технологического хода с объединением Архангельской области и НАО, которая серьезно подорвало стартовые позиции губернаторской избирательной кампании Цыбульского, нивелировав весь положительный эффект от закрытия мусорного полигона Шиес. Однако в Коми активно раскручивается ностальгия по Гайзеру, и отдельные заинтересанты провоцируют Уйбу на привлечение в свою команду бывших Гайзеровских управленцев. Цыбульскому, который после отставки политтехнолога Дмитрия Гусева, завалившего проект с объединением, взялся сам за собственную избирательную кампанию, предстоит серьёзный вызов. Первый экзамен придётся принять с голосованием по поправкам к Конституции, которая покажет политтехнологические способности ВРИОГ Архангельской области Цыбульского.

Источник: телеграм-канал «Политика Онлайн»

10.06.2020 Федеральный центр начнет отказываться от губернаторов-варягов, ставка на «десант» себя не оправдала

Отказ от этой технократической модели может быть связан с ухудшением социально-экономического положения и ростом сепаратистских настроений в ряде субъектов, так как неэффективные управленцы ослабляют «вертикаль власти». Конфликты обострились в тех регионах, где сформировались наиболее влиятельные региональные элиты и присутствует своя идентичность. Непонимание между «варягами» и «местными», все чаще приводит к конфликтам, тушить которые Москва не успевает. Технократическая модель, которая должна была ослабить влияние местных элит, в итоге себя не оправдала. Яркий пример - ситуация в Архангельской области, где назначение «варяга» Цыбульского раскалило внутриполитическую повестку. Решение об объединении с НАО стало катализатором роста национально-сепаратистских настроений, которое еще больше усугубило проблемы связанные с Шиесом и вирусным кризисом в Северодвинске. До этого схожие проблемы были у главы Севастополя Овсянникова, врио главы Приморья Тарасенко и многих других назначенцев. KPI заменили технократам связь с населением, тем более, что стали присылать людей никак не связанных с регионом. Сначала их назначали врио, а затем утверждали, через так называемые выборы «референдумного типа». Но экстерриториальный подход работал, лишь пока Москва давала деньги «своим» губернаторам, закрывая бюджет от «местных князьков», тем самым выставляя технократов в выгодном свете «проводника федеральных средств». Сегодня власть напротив, «оптимизирует расходы», что сильно бьет по имиджу технократов. Перестав быть распределителем благ, «варяг-назначенец» становится тем, кто он есть на самом деле – малокомпетентным мальчиком на побегушках, который сам ничего не может, пока начальство «наверху не решит». При том, что в сложной ситуации пост-короновирусного выживания, людям нужен политик, которому доверяют и который знает, как и о чем с ними говорить.

Источник: телеграм-канал «The Гращенков»

24.05.2020 Из интервью декана юридического факультета Северо-Западного института управления РАНХиГС Сергея Цыпляева об укрупнении российских регионов

"Наверное, возможен такой сценарий, что малочисленные субъекты могут быть поглощены, а Еврейская автономная область – это тоже весьма малочисленный субъект, менее 200 тысяч населения. Сама идея собрать еврейское население в одну автономную область на Дальнем Востоке, конечно же, утратила актуальность. Я думаю, что гораздо более интересен и важен вопрос Санкт-Петербурга и Ленинградской области, который обсуждается с самого момента принятия новой Конституции, а также решение вопроса Тюменской области. Там тоже, я бы сказал, шизофреническая система территориальной организации, когда два субъекта находятся в составе третьего.

Тенденция поглощения малочисленных регионов в России может продолжиться?

Тех, которые не являются самодостаточными. Хотя сама по себе эта тенденция не является благом, потому что федерализм существует для того, чтобы учитывать при принятии решений разнообразие страны. Поэтому федеральные законы, единые для всей страны, принимаются по ограниченному кругу вопросов, определённому Конституцией РФ, а по остальным вопросам законы принимаются государственными органами субъектов федерации. У нас государство двухэтажное с конституционным разграничением полномочий между этажами государства. Поэтому здесь надо просто сообразовываться с реальным экономическим, географическим, историческим и этническим разнообразием территорий.

В случае с Петербургом и Ленинградской областью насколько это возможно?

Это сложно, потому что это достаточно серьезные политические игроки, город и область в целом. Дело не в позиции губернаторов, они в настоящее время не являются самостоятельными политическими лидерами. Рассматривать сегодня губернаторов как неких самостоятельных политических игроков – это совершенно не верно. Надо убеждать элиты, потому что так ломать всё об колено – это неправильно, надо выходить на референдум и провести соответствующую политическую работу с гражданами, это гораздо важнее. Губернаторам сегодня можно приказать, как будет приказано, так они и поступят.

Мы несколько раз подходили к этому вопросу. В 1996 году мною как полномочным представителем президента РФ был даже разработан проект договора поэтапного объединения города и области со всеми последовательными шагами. Он был обсужден и согласован губернаторами Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Но, к сожалению, областной губернатор выборы проиграл. Сначала был Беляков, потом пришёл Густов и сказал: мы не хотим объединяться. Все проблемы остались там, где они и были".

Источник: телеграм-канал "Подосокорский"

23.05.2020 Что дает слияние АО и НАО?

Сложный вопрос. В теории, если подходить к делу максимально добросовестно, если инвестировать (не только и не столько деньги, сколько мозги и усилия) в это объединение, то может получиться интересно. Может возникнуть эдакий большой арктический регион с развитой сырьевой (нефтегазовой), транспортной и промышленной составляющей. Но это в теории — то есть, например, в случае целенаправленного выхода на транспортную связанность внутри будущего Большого Поморья. А пока у НАО и дороги на будущую столицу нет. Ну и добросовестность с мозгами не гарантированы.

История с НАО и АО интересна тем, что вот прямо однозначного желания объединяться нет. В НАО сильно низовое недовольство — местные просто не видят экономического смысла в этом союзе, боятся проседания уровня жизни. Ненцы теряют один из двух своих субъектов, и это на фоне того, что будущее ЯНАО также туманно. Поэтому некоторые «зерна гнева» имеются. На протестной поляне будет пастись системная оппозиция (КПРФ) и ряд других формальных и неформальных игроков, подсуетится и заграница. Но «восстания» не будет — системные элиты демонстрируют одобрение.

Источник: телеграм-канал "Деловой Петербург"

06.05.2020 Возможное объединение Архангельской области и Ненецкого АО

Недавние замены глав Архангельской области и Ненецкого АО оживили разговоры о возможном объединении двух субъектов федерации, составляющих матрешку. Действительно, во главе регионов встали люди, которым легко договориться между собой: врио губернатора Архангельской области Александр Цыбульский до недавнего времени руководил НАО, а врио главы НАО Юрий Бездудный работал его заместителем. При этом оба губернатора – варяги, которых с этими регионами ничего не связывает. И тот же Бездудный по договоренности с Кремлем и Цыбульским вполне может согласиться на объединение.

В прошлом был, кстати, период, когда в 2009-14 годах НАО возглавлял бывший заместитель губернатора Архангельской области Игорь Федоров, что воспринималось как шаг к возможному объединению, но тогда на это не решились. Как раз в тот период периодические слухи об объединении сильно раздражали население и элиты НАО, что оборачивалось протестным голосованием на федеральных выборах и тревожило этим уже центральные власти.

На сегодняшний день Ненецкий АО, с одной стороны, ослаблен политически и финансово. Его нефтяные богатства не очень ему помогают в силу особенностей налогово-бюджетной системы и договоренностей с Архангельском. Так, бюджетные доходы НАО в прошлом году составили 24,5 миллиардов рублей, а Архангельской области – почти 108 миллиардов. Впрочем, на душу населения финансово-экономические показатели НАО, где живут всего лишь около 45 тыс. чел., остаются очень высокими, и округу есть, за что бороться.

Поэтому, с другой стороны, стойкое неприятие идеи объединения остается, вероятно, главной «национальной идеей» НАО. По-прежнему трудно себе представить аргументы, с помощью которых можно «уговорить» жителей региона проголосовать «за» на референдуме. Таких референдумов у нас не было уже 13 лет, поскольку все более или менее «простые» случаи через объединение прошли, а нефтегазовые автономные округа остались в качестве «крепких орешков». Реалистичным проект объединения может стать только в случае, если референдумы будут отменены, как это предлагалось уже очень давно, и решения будут принимать региональные органы власти. В сущности, подобные практики как раз отработаны на примерах многочисленных объединений муниципальных образований в самых разных частях страны. Если преодоление кризисных процессов в ближайшей перспективе и в самом деле будет сопровождаться ограничением электоральных процедур, то можно упростить и процедуру перекройки административной карты России вплоть до более радикальных изменений, чем объединение одной или двух оставшихся матрешек (не забывая про матрешку тюменскую). Но это уже будет иметь отношение не к избирательной кампании Цыбульского, а к последующим политическим трансформациям.

Ростислав Туровский

Источник: телеграм-канал Bunin & Co