Элитис
09.05.2021 Об укрупнении регионов

Недавние высказывания вице-премьера Марата Хуснуллина по поводу «чрезмерного» количества субъектов федерации на самом деле выражают довольно типичную позицию многих федеральных чиновников, словно испытывающих внутреннее раздражение по поводу размеров и сложности государства, которым им пришлось управлять. Хотя причин для раздражения могло бы и не быть.

Во-первых, властная вертикаль предполагает централизацию всех процессов, а это значит, что должна работать система, тогда как чиновнику из центра вовсе не обязательно договариваться с каждым губернатором по каждому, даже очень важному вопросу. Вероятно, в случае Хуснуллина система, которой он с недавних пор руководит, еще не отстроена, но это вовсе не значит, что ее нельзя отстроить, а нужно обязательно сокращать число субъектов.

Во-вторых, сокращение числа регионов – это иллюзорное решение проблемы. Ведь в случае укрупнения сама по себе бедная и отсталая территория никуда не исчезает, и ей кто-то должен заниматься. Это прекрасно показал пример укрупнения автономных округов, которые полностью влились в состав своих краев и областей, но удовольствия от этого не испытывают. Ликвидировав в самом деле очень проблемные регионы типа упомянутых Хуснуллиным Еврейской АО или Курганской области, центр фактически откажется от их содержания по принципу «с глаз долой, из сердца вон». В таком случае содержание будет переложено на условно «богатые» регионы вроде Хабаровского края и Тюменской области, которые от этого просто станут беднее, поскольку им придется те же ресурсы тратить на большей по размеру территории. Либо эти регионы будут требовать денег у федерального центра на их содержание, но тогда теряется смысл объединения, поскольку всем лучше и проще, когда центр помогает непосредственно отсталому региону. Для региона сильного и для региона слабого это игра lose-lose, а не наоборот.

Мнение Хуснуллина, конечно, имеет право на существование. Но будущее не за ликвидацией «плохих» регионов, а за совместными межрегиональными проектами, которые способствовали бы интеграции их инфраструктуры и были бы всем на благо. Такие форматы уже существуют, их можно совершенствовать и отрабатывать и дальше.

Источник

07.04.2021 В Еврейской автономной области усиливает свои позиции вице-губернатор Дмитрий Братыненко

В Еврейской автономной области усиливает свои позиции вице-губернатор Дмитрий Братыненко, который теперь дополнительно получил пост первого заместителя председателя правительства региона. Вместе с ним на повышение пошла давняя помощница губернатора Гольдштейна Мария Костюк: она назначена заместителем председателя правительства и стала вместо Братыненко главой аппарата губернатора и правительства, а до этого занимала должность первого заместителя руководителя аппарата.

До появления в правительстве Еврейской АО и превращения там во вторую по влиянию фигуру Братыненко всегда был при власти, но не мог найти хорошее постоянное место работы, перемещаясь между Приволжским федеральным округом и Дальним Востоком. Свою карьеру он начал в родной Самаре, где недолго поработал заместителем руководителя аппарата правительства, а через некоторое время оказался на аналогичной должности в Воронежской области. За этим последовал первый карьерный взлет – Братыненко стал руководителем аппарата сахалинского губернатора Хорошавина, однако уехал оттуда еще до скандального ареста своего коррумпированного шефа. Тогда же у Братыненко возникли тесные отношения с полпредом Юрием Трутневым. Покинув Сахалин, Братыненко вернулся в Самару, где должен был стать первым заместителем мэра Фурсова (подобно Хорошавину, заслужившего, кстати, скандальную репутацию), но в итоге от работы отказался и занялся выборами в родном регионе Трутнева - Перми (на официальном сайте правительства ЕАО сообщается, что он в это время работал советником генерального директора ООО «Сахалинское морское пароходство»). Второй раз по протекции Трутнева Братыненко появился на Дальнем Востоке в Приморском крае, где прославился тем, что провалил избирательную кампанию врио губернатора Тарасенко (у которого недолго работал вице-губернатором). За этим последовало неудачное возвращение в Поволжье, где Братыненко претендовал на позицию мэра города атомщиков Димитровграда в Ульяновской области, но был отсеян конкурсной комиссией. И уже после этого Братыненко, с назначением Гольдштейна в ЕАО был направлен в этот регион, где вновь занялся выборами, которые прошли более чем успешно. Именно Братыненко уже дважды исполнял обязанности самого губернатора во время болезни Гольдштейна, что говорит о его статусе и влиянии.

А вот карьера нового зампреда Марии Костюк проходила только на территории Еврейской АО. В 2017 году, будучи заместителем мэра Биробиджана Евгения Коростелева, который позже попал под уголовное дело, она рассматривалась на пост начальника управления по внутренней политике правительства ЕАО. Однако согласование ее кандидатуры сорвалось, но зато она вошла в команду Гольдштейна, став его помощницей, когда он работал сенатором от региона. Позже Костюк попала в аппарат губернатора, а теперь получила пост зампреда. К слову, курировать работу аппарата и самой Костюк будет как раз Братыненко.

В итоге команда, близкая к внутриполитическому блоку Кремля и к Трутневу, укрепила позиции в Еврейской АО. Ее представители Гольдштейн и Братыненко составляют правящий тандем, который фактически взял регион под полный контроль. Одновременно Братыненко снял с себя непосредственные обязанности по руководству аппаратом, которые переданы полностью лояльной губернатору Костюк. На фоне этого трио политическое влияние прочих элит в ЕАО сейчас даже сложно оценить в качестве значимого фактора.

Источник

20.02.2021 В Еврейской АО дело идет к смене мэра областной столицы Биробиджана, хотя еще недавно новый мэр Александр Головатый казался перспективной фигурой

В мэрии Биробиджана и дома у главы города прошли обыски, о которых общественности сообщил сам Головатый. Претензии прокуратуры связаны с прошлогодними мероприятиями по благоустройству детских площадок, для чего был заключен контракт на сумму более 50 млн рублей. Деньги были выплачены, однако площадки так и не появились, из-за чего прокуратурой возбуждено уголовное дело о растрате. Обыски прошли также у заместителей Головатого.

До начала скандальной истории Головатый считался перспективным молодым мэром. Он возглавил город в апреле 2019 года, после досрочной отставки Евгения Коростелева, против которого затем было возбуждено уголовное дело о превышении должностных полномочий. Головатый до прихода на пост мэра областной столицы в течение 6 лет работал главой администрации малого города - Облучья. В мае прошлого года он был также избран секретарем городского отделения «Единой России», что свидетельствовало об успешном развитии его карьеры.

Головатый в кризисных ситуациях пытается демонстрировать открытость, полагая, что это позволит ему избежать проблем. В мае прошлого года интерес СМИ привлек отремонтированный автомобиль Головатого, в котором появилось массажное кресло. Мэр в ответ выложил подробную информацию о ходе ремонта и его стоимости. Так и сейчас Головатый заявляет, что может открыто говорить об обысках потому, что ему нечего скрывать. Однако проблема теперь куда серьезнее массажного кресла, а губернатор-варяг Гольдштейн может быть заинтересован в том, чтобы поставить на пост главы региональной столицы еще более управляемую фигуру.

Источник

03.11.2020 После успешного избрания глава Еврейской АО Гольдштейн должен был пойти на уступки центру в кадровой сфере, что и показал обновленный состав его правительства

Наиболее важным решением стала замена руководителя внутриполитического блока, которым стала Никитина, бывшая сотрудница администрации президента, занимавшаяся избирательной кампанией Гольдштейна. Ради нее губернатору пришлось передвинуть своего человека, выходца из Республики Коми (как и сам Гольдштейн) Семенова на позицию куратора отношений с силовыми структурами. Еще одним новым ставленником центра оказался вице-премьер Ивакаев, отвечающий за агрокомплекс и ранее работавший в федеральной структуре – Агентстве Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта. Ивакаев, как и занявший позицию вице-губернатора, то есть второго человека в местной иерархии Братыненко лоялен полпреду Трутневу, плотно опекающему проблемный регион.

При этом Братыненко и Ивакаев связаны между собой, поскольку оба работали на Сахалине, где первый из них занимал более высокие позиции, в том числе заместителя губернатора и руководителя его аппарата при попавшем затем в тюрьму скандально знаменитом Хорошавине. Затем Братыненко успел поработать заместителем врио приморского губернатора Тарасенко, провалившего избирательную кампанию и покинувшего регион, а ныне возглавляющего правительство Якутии. Сейчас команда в лице Братыненко, Никитиной, а также занимающегося своими экономическими вопросами Ивакаева занимает ключевые позиции в Биробиджане, пользуясь поддержкой в администрации президента и полпредстве.

Влияние объективно очень слабых местных элит при Гольдштейне невелико. Но они все же представлены рядом значимых фигур, оставшихся в правительстве и после выборов, - Соколовой (экономика), Садаевым (финансы), Самковым (ЖКХ, транспорт, энергетика, стройкомплекс), а также Жуковым (социалка), у которого был опыт работы и в других регионах ДФО. Тем самым команда выглядит относительно сбалансированной, но все равно складывается ощущение, что самый отсталый регион Дальнего Востока взят при Гольдштейне под внешнее управление. Формально регион быстро стал демонстрировать очень хорошие показатели и на выборах, и в борьбе с пандемией, но только время покажет реальную эффективность новой команды.

Источник

15.06.2020 Объединение субъектов Российской Федерации: предпосылки, перспективы, возможности

Нашумевшая тема объединения регионов РФ скорее всего будет оставаться актуальной в политической повестке в течение ближайших лет, и даже "фальстарт", связанный с подписанием меморандума о слиянии Архангельской области и Ненецкого автономного округа, не замедлит складывающиеся тренды (https://bloknot.ru/politika/regionov-v-rossii-mozhet-stat-men-she-682097.html).

Анализируем данный политический процесс в нашем новом докладе «Объединение субъектов Российской Федерации: предпосылки, перспективы, возможности» (https://www.politgen.ru/upload/iblock/949/949053555461744721724320a3a42487.pdf). Изучаем условия и перспективы возможного объединения регионов, сценарии, потенциальные преимущества и риски.

Положительные моменты подобного реформирования – в повышении статуса и роли субъектов, включающих в свой состав бывшие автономные образования, а также в получении полного контроля над исполнительной властью на местах. В свою очередь «поглощенные» регионы имеют шанс улучшить экономические показатели.

К негативным сторонам процесса слияния относится понижение статуса «поглощенного» региона и разрыв прямых связей с федеральным центром. Существуют риски и затрагивающие национальное самосознание: большинство потенциальных «поглощаемых» регионов имеют национальную принадлежность, вопрос сохранения коренных языков и культур стоит достаточно остро, и любые попытки их ограничения встречают сопротивление со стороны местных жителей.

Если эксперимент со слиянием Архангельской области и НАО будет реализован и признан успешным, то в ближайшие 2 года, потенциально, ещё 8-10 российских регионов могут начать процессы объединения, что может значительно изменить российскую политику, в том числе и в контексте будущего трансфера власти.

При этом становится понятно, что для успешной реализации сценариев объединения необходима эффективная и последовательная подготовительная работа с общественным мнением в регионах.:

Источник: телеграм-канал: «Политген»; http://(https://www.politgen.ru/upload/iblock/949/949053555461744721724320a3a42487.pdf)

24.05.2020 Из интервью декана юридического факультета Северо-Западного института управления РАНХиГС Сергея Цыпляева об укрупнении российских регионов

"Наверное, возможен такой сценарий, что малочисленные субъекты могут быть поглощены, а Еврейская автономная область – это тоже весьма малочисленный субъект, менее 200 тысяч населения. Сама идея собрать еврейское население в одну автономную область на Дальнем Востоке, конечно же, утратила актуальность. Я думаю, что гораздо более интересен и важен вопрос Санкт-Петербурга и Ленинградской области, который обсуждается с самого момента принятия новой Конституции, а также решение вопроса Тюменской области. Там тоже, я бы сказал, шизофреническая система территориальной организации, когда два субъекта находятся в составе третьего.

Тенденция поглощения малочисленных регионов в России может продолжиться?

Тех, которые не являются самодостаточными. Хотя сама по себе эта тенденция не является благом, потому что федерализм существует для того, чтобы учитывать при принятии решений разнообразие страны. Поэтому федеральные законы, единые для всей страны, принимаются по ограниченному кругу вопросов, определённому Конституцией РФ, а по остальным вопросам законы принимаются государственными органами субъектов федерации. У нас государство двухэтажное с конституционным разграничением полномочий между этажами государства. Поэтому здесь надо просто сообразовываться с реальным экономическим, географическим, историческим и этническим разнообразием территорий.

В случае с Петербургом и Ленинградской областью насколько это возможно?

Это сложно, потому что это достаточно серьезные политические игроки, город и область в целом. Дело не в позиции губернаторов, они в настоящее время не являются самостоятельными политическими лидерами. Рассматривать сегодня губернаторов как неких самостоятельных политических игроков – это совершенно не верно. Надо убеждать элиты, потому что так ломать всё об колено – это неправильно, надо выходить на референдум и провести соответствующую политическую работу с гражданами, это гораздо важнее. Губернаторам сегодня можно приказать, как будет приказано, так они и поступят.

Мы несколько раз подходили к этому вопросу. В 1996 году мною как полномочным представителем президента РФ был даже разработан проект договора поэтапного объединения города и области со всеми последовательными шагами. Он был обсужден и согласован губернаторами Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Но, к сожалению, областной губернатор выборы проиграл. Сначала был Беляков, потом пришёл Густов и сказал: мы не хотим объединяться. Все проблемы остались там, где они и были".

Источник: телеграм-канал "Подосокорский"